Возврат и обмен лекарственных средств в аптеке

Рейтинг автора
4.8
Автор статьи
Юрист: Михаил Беляев
Написано статей
414

Государственный контроль лекарств, продающихся в аптеках, высок. И несмотря на это, случаев покупки некачественных средств фиксируется немало. Известны и ситуации, когда человек приобретает не подходящий препарат по ошибке фармацевта. Естественным при этом является желание покупателя вернуть лекарство в аптеку и возместить финансовый ущерб.

Добиться возврата лекарства после его покупки в аптеке оказывается крайне непростой задачей. А многие граждане совсем не пытаются сделать этого, поскольку общеизвестна формулировка: «Лекарства возврату не подлежат». Объявление такого плана размещено в большинстве аптек. Это утверждение верно, но имеет ряд оговорок. И потребитель должен знать, в чем они заключаются, и при каких обстоятельствах он все же имеет право вернуть лекарство.

Аптечный ларек

Законодательная база

Имеется два законодательных акта, регулирующих отношения между фармацевтом аптеки (продавцом) и покупателем лекарства (потребителем). Первый из них создает основу для возможности вернуть медикаменты и получить обратно свои деньги. Второй ограничивает право для потребителя на их возврат.

Право вернуть купленное лекарственное средство в аптеку обеспечивает закон № 2300-1, принятый 7.02.1992 г. Ст. 18 закона содержит положения по защите базовых прав потребителей, ограждающих людей от попыток продать им некачественную продукцию. На основании этого закона покупателем может быть сформулирована претензия, если ему продан некачественный товар.

Претензия обеспечивает гарантии того, что фармацевт не сможет ее игнорировать, а будет обязан рассмотреть и произвести соответствующие действия, направленные либо на удовлетворение требований потребителя, либо обосновать причины отказа в возврате лекарства в аптеку. Правовое обоснование отказа вернуть средство содержится в правительственном Постановлении № 55 от 19.01.1998 г. Оно гарантируют защиту продавца лекарственных аптечных препаратов от недобросовестных покупателей.

Под недобросовестностью здесь понимаются попытки вернуть лекарство в аптеку из-за собственной ошибки (было приобретено не то средство) либо если оказалось, что оно не обеспечивает желаемого воздействия на здоровье (т. е. не помогает от болезни). Если товар признан продукцией надлежащего качества, то потребитель лишается возможности на его возврат и права требовать аннулирования покупки и компенсировать потраченные деньги.

Какие лекарства подлежат возврату

Запрет на возврат или обмен лекарств содержит ряд исключений. Но о них не известно большинству граждан. Этим пользуются недобросовестные провизоры, отказывая в возврате или обмене любых лекарств. Покупатель обязан знать, что вернуть лекарство в аптеку допустимо в ситуации, когда оно имеет недостатки, связанные с нарушением надлежащих критериев качества. Конкретно основанием для возврата лекарственных аптечных средств может стать:

  • упаковка, не содержащая маркировок. Обязательные маркировки — серия партии, ее номер, срок годности лекарства;
  • несоответствие информации на маркировке общей и первичной упаковки. Под первичной упаковкой понимают флаконы, блистеры и прочие средства хранения одной дозы таблеток и прочих лекарственных медицинских препаратов. В этом случае средство с несоответствующей маркировкой считается товаром ненадлежащего качества и подлежит возврату и/или замене. При этом для средства в первичной упаковке с несоответствующей маркировкой производится возврат, а все остальные блистеры (ампулы и т. д.) в возврате не нуждаются;
  • истекший срок их годности;
  • первичная упаковка лекарства, содержащая дефект. Дефектом считаются порезы, нарушение герметичности, сколы, полиграфический брак, отражающийся на качестве надписей;
  • отсутствие инструкции для применения или ее несоответствие заявленному наименованию лекарства. Во втором случае допустим возврат и дальнейший обмен лекарственного средства поштучно;
  • лекарство имеет фактические физические показатели, отличающиеся от описанных в инструкции. К таким показателям относятся форма, которую имеют медикаменты, их запах, цвет, размер и т. д.

Любое из перечисленных оснований дает покупателю право на замену лекарственных аптечных средств или на их возврат с компенсацией денег, потраченных на их покупку. Возврат приобретенного лекарственного средства происходит в тех случаях, когда заменить их нечем. Но покупатель может отказаться от замены лекарства и при условии его наличия в аптеке, если товар оказался ненадлежащего качества.

Исключительные случаи

Исключительными считаются случаи, предусматривающие возможность возврата в аптеку лекарства надлежащего качества и компенсации его стоимости. Типичный пример именно такой ситуации: фармацевт продал человеку медикаменты в объеме или форме выпуска, отличающейся от тех, которые были необходимы ему. Потребитель не обязан, а зачастую и не имеет возможности знать все тонкости и особенности выпуска лекарственных медицинских средств, которые ему приходится приобретать.

Продавец обязан информировать покупателя о них, и если этого не происходит, то имеет место прямое нарушение прав потребителей. Восстановить их можно, обеспечив возможность вернуть лекарство, и получить назад деньги либо произвести обмен на подходящий пациенту вариант этого средства.

Другой исключительный случай — реализация без рецепта лекарственных медицинских препаратов, которые по закону не подлежат свободной продаже. Рецепт выписывает врач, но люди нередко пытаются приобрести такие медицинские средства самостоятельно. Если лекарство при этом не помогло, у него обнаружен побочный опасный эффект или покупателем предъявлена иная претензия, связанная с препаратом, то продавец обязан удовлетворить ее. Удовлетворением в такой ситуации считается возврат лекарства и возможность компенсации потраченных на его покупку средств.

Третья распространенная ошибка продавца, дающая право вернуть в аптеку лекарство, а себе деньги, — продажа медикаментов не в том количестве, о котором заявил покупатель. Так, если врач написал в тексте рецепта, что для курса лечения потребуется 4 блистера таблеток конкретного препарата, то человек может отказаться приобрести меньше и настаивать на возврате этого лекарства. Аналогично фармацевт обязан принять возврат избыточного количества единиц лекарственного препарата.

Порядок оформления возврата

Потребитель должен обратиться в аптеку, в которой приобрел лекарство, имея при себе:

  • удостоверяющий личность документ. В этом качестве может выступать как паспорт, так и водительские права или пенсионное удостоверение;
  • подлежащее обмену или возврату лекарство, его упаковка и ярлыки, если таковые прилагались при покупке;
  • фискальный чек на совершенную покупку;
  • банковскую карту, использованную для расчета за лекарство, если покупка была совершена безналичным способом.

Не существует специально прописанной процедуры возврата лекарств, а это означает, что она аналогична процедуре, регламентирующей возврат прочих товаров. Заключается она в необходимости написать заявление, на основании которого фармацевт или другой представитель аптеки составляет акт о возврате. Такой акт является документом, обеспечивающим право вернуть препарат в аптеку и получить компенсацию в денежном эквиваленте.
Расчет компенсации
Компенсация осуществляется в том виде, в котором производился расчет за медикаменты. Чтобы вернуть деньги на банковскую карту, придется подождать. Предусмотренный законом срок возврата составляет 3-10 дней. Наличные возвращаются в момент передачи товара назад в аптеку.

В день покупки товара

Максимальная вероятность вернуть некачественный или неподходящий препарат имеется в том случае, если источник проблем обнаружен непосредственно после покупки и до того, пока человек не вышел из аптеки. Поэтому рекомендуется тщательно осмотреть упаковку лекарства, а также ее содержимое в присутствии продавца. Это позволит сразу получить и свидетелей, которые при необходимости подтвердят факт покупки некачественного лекарства, и надобность в его возврате.

По истечении некоторого времени

С течением времени шансы добиться возврата снижаются, а процедура его усложняется. Если претензия оформлена через некоторое время после приобретения, то потребуется проведение специальной экспертизы. Она позволит провести соответствующую проверку, установить причины дефектов лекарства и определить его качество. Факт низкого качества лекарства в домашних условиях можно попытаться установить по штрих-коду или по номеру серии (на сайте Росздравнадзора).

Полную точность показателей качества лекарства устанавливают профессиональные эксперты специальным прибором. Проведение процедуры экспертизы осуществляется за счет продавца, поставщика или производителя. Ее организация происходит после написания потребителем заявления с требованием вернуть лекарство. Заявление составляется в 2-х экземплярах и адресуется заведующему учреждения здравоохранения.

В этом заявлении фиксируется процесс покупки, описывается приобретенный товар, формулируется требование вернуть лекарство продавцу. В нем желательны ссылки на статьи закона или других актов, а в конце текста — перечень прилагаемых к нему документов. Завершаться заявление должно датой составления и подписями заявителя и 2-х свидетелей.

Если в обмене отказано

Разговор с фармацевтом

Если обоснованное требование вернуть либо обменять лекарство вызвало у фармацевта в аптеке возражения, то рекомендуется оставить претензию в книге жалоб. Этот официальный документ — Книга отзывов и жалоб — служит формой первичной связи с администрацией аптеки и является действенным средством отстаивания прав покупателей. Но чтобы зафиксированная в ней жалоба не осталась без внимания, нужно оставить личные данные для обратной связи — ФИО и адрес.

Если адрес вписан, то это становится условием для обязательного письменного ответа от администрации аптеки, если не указан, то ответ фиксируется в самой книге. Если претензия в книге жалоб не взята в производство администрацией аптеки, то можно рассчитывать, что это обязательно произойдет при проверке контролирующими органами. Альтернативным и более скорым способом действий по возврату считается обращение с заявлением в вышестоящие инстанции. Уполномочены решать такого рода вопросы:

  • Роспотребнадзор;
  • Росздравнадзор;
  • Госинспекция по вопросам защиты интересов и прав покупателей.

Информация об этих органах должна быть представлена на аптечных стендах для покупателей, с указанием соответствующих адресов и контактных телефонов. Ими можно воспользоваться как для непосредственной подачи жалобы, так и для консультации по вопросу своих прав и возможностей по возврату средства.

Как избежать обмана

Это несложно, если при покупке лекарств покупатель будет придерживаться ряда правил.

  1. Не соглашаться на замену одного препарата другим, не прочтя предварительно инструкцию средства, предлагаемого в качестве заменителя. Фармацевт может умолчать о его побочных эффектах или противопоказаниях. Расчет на то, что вы не станете пытаться вернуть лекарство, нередко провоцирует провизоров на предложение сомнительных аналогов.
  2. Обязательно проверяйте у лекарства срок его годности. Фармацевт может пытаться реализовать препарат, у которого он вскоре оканчивается, понимая, что вернуть лекарство вы не будете иметь права.
  3. Проверяйте дозировку препарата. Если провизор умолчит о ее несоответствии, то доказать это возможно. Но чтобы вернуть средство в аптеку, придется потратить и время, и нервы.

Дополнительный совет: проверяйте целостность упаковки, наличие маркировки и прочие аспекты соответствия, которые вы в состоянии проконтролировать визуально, до внесения оплаты. Лучше перестраховаться, чем впоследствии переживать о том, что нет возможности вернуть продукцию ненадлежащего качества в аптеку. Еще же опаснее пострадать от приема по недосмотру некачественного или неподходящего лекарства.


Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7 (499) 322-26-87

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (24 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бесплатная консультация юриста: +7 (499) 322-26-87
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: