Как вернуть машину обратно продавцу

Рейтинг автора
4.8
Автор статьи
Юрист: Михаил Беляев
Написано статей
414

Приобретение автомобиля — планируемое и радостное событие. На покупку затрачиваются немалые денежные средства, поэтому важно знать о действиях, которые следует предпринять, если по каким-то причинам нужно будет вернуть автомобиль обратно.

Ключи от авто

Возврат авто после покупки с рук

Приобретение автомобиля у физического лица — наиболее приемлемый вариант для тех, у кого нет достаточных денежных средств на покупку новой машины в автосалоне. Но подобный способ обрести четырехколесного друга имеет свои подводные камни, которые зачастую становятся испытанием для новоиспеченного владельца подержанного автомобиля.

Дополнительные риски

Существует вероятность того, что продавец машины расскажет не обо всех дефектах приобретаемого автомобиля. Поэтому, пробежав сотню-другую километров, машина может встать на долгий ремонт. При осуществлении купли-продажи автомобиля частными лицами на участников и объект сделки не распространяется влияние Закона от 07.02.1992 N 2300-1 (в редакции от 03.07.2016) «О защите прав потребителей». Поэтому в рассматриваемом случае покупатель почти не защищен от возможной недобросовестности продавца и от получения в свое пользование бракованного товара.

Если продавец предупреждает покупателя об имеющихся технических или иных недостатках автомобиля, то тем самым он снимает с себя всякую ответственность за последствия, к которым они могут привести. Кроме перечисленных проблем, может оказаться, что автомобиль находится под обременением, т. е. в залоге, под арестом и т. д.

Есть еще один нюанс — отсутствие разрешения супруги (супруга) на продажу автомобиля, нажитого в браке и считающегося совместным имуществом. Наличие рисков — неизбежная плата за умеренную цену подержанного авто. Прежде чем приобретать авто с пробегом, стоит взвесить все плюсы и минусы этого шага.

Составление договора купли-продажи

Чтобы застраховать себя от возможных рисков при покупке автомобиля с пробегом у частника, необходимо грамотно и юридически верно составить договор сделки купли-продажи. Договор является основным документом, регламентирующим действия продавца и покупателя. В связи с этим в договоре должны быть отражены все ключевые моменты, которые позволят при необходимости защитить свои права.

Это касается и возврата денег, т. е. возможности отдать автомобиль продавцу обратно при наступлении определенных оговоренных условий. Документ должен быть составлен в 3-х экземплярах: каждой из сторон, и третий — для госрегистрации сделки. Перечень основополагающих моментов, которые должны быть в договоре:

  • первый абзац документа должен содержать подробные сведения об участниках сделки: ФИО, паспортные данные;
  • затем должно следовать описание объекта сделки — автомобиля: марка, категория, регистрационный и идентификационный номер (VIN), год выпуска, цвет машины, реквизиты паспорта транспортного средства (ПТС);
  • далее должна быть указана стоимость автомобиля (цифрами и прописью), в том числе сумма аванса. Необходимо, чтобы в договоре была прописана действительная стоимость машины, а не меньшая, иначе продавец при возврате автомобиля будет вправе вернуть лишь указанную сумму;
  • следующий блок договора — заявление продавца о том, что машина принадлежит ему по праву собственности и на нее не наложены обременения (залог, арест и т. д.);
  • затем должны быть вписаны дополнительные условия, на основании которых можно осуществить возврат подержанного автомобиля физическому лицу в течение определенного срока. Например: возможность возврата автомобиля при выявлении серьезных дефектов (возникших не по вине покупателя) в течение 1 месяца после продажи. Перечень условий возврата можно продолжить, главное, чтобы с ними были согласны оба участника сделки;
  • в конце документа должны быть подписи сторон с расшифровкой.

Договор можно составить самостоятельно, пользуясь подсказками нашего руководства, а можно прибегнуть к помощи юриста. В качестве примера оформления договора ниже приведен образец стандартного документа.

Алгоритм действий

Если после приобретения автомобиля возникли проблемы, связанные с его техническим состоянием, но не находящиеся в причинно-следственной связи с эксплуатацией ТС новым владельцем, необходимо предпринять определенные шаги для того, чтобы осуществить возврат автомобиля продавцу.

Шаг № 1: необходимо пригласить независимого автоэксперта для диагностики причин обнаруженных проблем. Эксперт должен иметь лицензию на проведение экспертиз такого рода. После выявления причин специалист должен составить письменное заключение о том, по чьей вине возникла неисправность, и можно ли было ее обнаружить при покупке автомобиля.

Шаг № 2: если заключение эксперта окажется в пользу покупателя, то он может предъявить продавцу требование вернуть уплаченные деньги.

Шаг № 3: если продавец отказывается вернуть деньги, то покупатель правомочен подать исковое заявление в судебную инстанцию, в котором должны быть указаны претензии к продавцу. Они могут быть следующими:

  • вернуть полностью всю сумму, выплаченную за автомобиль;
  • уменьшить стоимость машины соответственно обнаруженным недостаткам с возвратом разницы в денежном эквиваленте;
  • провести устранение обнаруженных недостатков;
  • вернуть затраты на ремонт, уже проведенный покупателем.

Шаг № 4: для подачи иска в суд гражданину необходимо собрать пакет документов:

  • договор купли-продажи;
  • заключение экспертизы;
  • свой паспорт;
  • техническую документацию на автомобиль, в том числе ПТС и свидетельство о регистрации;
  • письменное требование к продавцу о возврате денег за автомобиль или иных действий на усмотрение покупателя.

Шаг № 5: после судебного разбирательства, на которое приглашаются все стороны процесса, суд выносит решение о возможности или невозможности осуществить возврат.

Шаг № 6: если судебный вердикт не обяжет продавца вернуть денежные средства, то истец вправе подать апелляционную жалобу.

Для того чтобы суд вынес решение о возврате денег продавцом, необходимо, чтобы повреждение автомобиля произошло не по вине заявителя, а в договоре купли-продажи содержался пункт о возможности вернуть машину продавцу при наступлении определенных условий.

Как вернуть автомобиль в салон

Если гражданин приобрел автомобиль у дилера в автосалоне, то ситуация с возвратом решается более просто, чем при покупке машины у частного продавца. В рассматриваемом случае складывается ситуация, когда продавцом выступает юридическое лицо, следовательно, государство вправе регулировать возникшие в результате сделки отношения между ее участниками. Законодательные акты, позволяющие это осуществить, — Гражданский Кодекс (ГК) РФ и уже упомянутый выше Закон N 2300-1.

Законные основания для возврата покупки ненадлежащего качества

Автомобиль относится к технически сложным товарам, и потому процедура возврата имеет определенные нюансы. Закон о защите прав российских потребителей определяет несколько причин, когда можно вернуть машину в автосалон.
Защита прав потребителей

  1. Возврат ТС в автосалон возможен при наличии у автомобиля существенного дефекта, в том числе заводского брака. К существенным недостаткам относятся те, устранение которых требует солидных денежных вложений, либо дефект, проявляющийся даже после неоднократного ремонта (Федеральный Закон за № 171-ФЗ от 21.12.2004 года). Наличие такого недостатка должно быть подтверждено проведенной экспертизой автомобиля и при этом должно быть доказано, что причиной поломки (дефекта) не стали действия (или бездействие) покупателя.
  2. Вернуть денежные средства за покупку машины в автосалоне можно, если нахождение автомобиля в ремонте было суммарно более 30 дней за год (на протяжении действия гарантийного срока). Подтверждением этого должны стать квитанции об оплате ремонта, закрытые счета-наряды с описанием проведенных работ и т. д.
  3. Возврат денег возможен, если длительность гарантийного ремонта была более 45 дней подряд. При этом срок ремонта не может быть продлен, даже если в наличии на автосервисе не оказалось нужной автозапчасти. Подтверждением длительности ремонта для процедуры возврата денег автосалоном является документ, выданный сервисом по окончании работ.
  4. Возврат может быть осуществлен, если автосалон предоставил гражданину неполные или недостоверные данные о приобретаемом автомобиле.

Для возврата машины обратно в автосалон существуют определенные сроки, установленные Законом N 2300-1:

  • при обнаружении небольшого дефекта — вернуть приобретенный автомобиль можно в течение 15 дней после получения автомобиля покупателем. Например, оказался сломанным один дворник или отломана клипса на креплении солнцезащитного козырька. Вернуть заплаченные деньги за автомобиль из автосалона в подобных случаях возможно, если сохранены все чеки, документация, и при этом машина не имеет видимых следов эксплуатации;
  • при обнаружении существенного дефекта — возврат денег за автомобиль, приобретенный в автосалоне, возможен в продолжение всего гарантийного срока, установленного производителем или продавцом;
  • проявление дефекта из-за вины производителя — вернуть приобретенный автомобиль можно в течение 2 лет после окончания гарантийного срока.

Гражданин должен составить претензию автосалону в 2-х экземплярах с описанием всех фактов, послуживших основанием для требования возврата денег и сдачи автомобиля в автосалон. Далее ему нужно подать оформленное заявление с требованием возврата денег менеджеру или администрации автосалона.

При этом один экземпляр с печатью организации и с отметкой уполномоченного лица автосалона о том, что претензия по возврату принята к рассмотрению, остается у заявителя. Если же представитель автосалона отказывается принимать документ, то претензию о возврате нужно послать почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении адресату.

Прием документа

Автосалон обязан провести техническую проверку всех фактов, указанных в заявлении о возврате, согласно ст. 22 Закона N 2300-1, в течение 10 календарных дней. После рассмотрения претензии клиенту дается письменный ответ о возможности вернуть ему деньги. Если решение администрации автосалона о возврате не удовлетворяет покупателя, то для того, чтобы вернуть заплаченные деньги, он вправе обратиться с исковым заявлением в суд.

Что может требовать клиент при возврате авто

Кроме заявления о возврате денег за товар ненадлежащего качества, т. е. автомобиль, гражданин вправе заявить на следующие выплаты со стороны автосалона:

  • при доказанном отсутствии вины покупателя за имеющийся у авто существенный недостаток, гражданин может потребовать расторжения заключенного договора купли-продажи, возмещение затрат на проведение независимой экспертизы и судебных издержек;
  • при рассмотрении автосалоном претензии о возврате, поданной клиентом, в течение более 10 дней, покупатель может потребовать заплатить пеню в 1 % от стоимости автомобиля за каждый день просрочки;
  • компенсацию морального вреда, причиненного сложившейся ситуацией.

Все требования являются правомерными, поэтому предъявлять их необходимо сразу же после наступления любого из перечисленных событий.

40.5 KiB
47 Downloads
Детали

Если машина куплена в кредит

Ситуация, когда купленный в автосалоне автомобиль приобретен в кредит, но его, в связи с ненадлежащим качеством, необходимо вернуть обратно, имеет некоторые особенности. При возврате денег автосалон может вернуть только стоимость самого автомобиля, но не банковские проценты, которые были начислены кредитно-финансовым учреждением за выданные заемные средства на покупку ТС. Этот факт необходимо учитывать заемщику.


Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7 (499) 322-26-87

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (33 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бесплатная консультация юриста: +7 (499) 322-26-87
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: