Порядок возврата качественного товара обратно в магазин

Рейтинг автора
4.8
Автор статьи
Юрист: Михаил Беляев
Написано статей
414

Практически всем потребителям при покупке того или иного товара известно о праве на его обмен в случае обнаружения явных или скрытых дефектов, некомплектности, несоответствия заявленных производителем характеристик фактическим или других недостатков. Речь идет о возврате некачественного товара, что встречается на практике достаточно часто. Однако гораздо меньшему числу потребителей известно об их праве на возврат товара, который отвечает всем требованиям качества, комплектации и т. д. Возврат такого товара обратно продавцу осуществляется в соответствии с регламентированным порядком и при наличии определенных факторов.

Производится возврат

Предусмотренные законом условия возврата

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим механизм использования права на возврат товара надлежащего качества, является Закон РФ «О защите прав потребителей». При этом законодатель четко определяет моменты возникновения права на возврат предмета сделки, разделяя их на три основные группы.

  1. На стадии взаимоотношений между продавцом и потребителем еще до получения заказа.
  2. В момент получения покупки (от продавца через курьера или другого уполномоченного заниматься доставкой лица, непосредственно при получении на территории объекта торговли и т. п.).
  3. На протяжении срока, который исчисляется четырнадцатидневным периодом с момента получения товара надлежащего качества. Упомянутый срок возврата предусматривает календарные, а не банковские дни.

Для того чтобы лицо, которое заинтересовано в возврате покупки и, соответственно, возврате денег от продавца, могло воспользоваться описываемым правом, должны быть соблюдены простые и в то же время бескомпромиссные условия возврата товара. К таковым законодатель относит нижеперечисленные:

  • приобретенный товар не был в использовании (употреблении) после его приобретения, т. е. после фактического перехода права собственности;
  • все характеристики, свойства, функции, товарный вид были сохранены и товарные ярлыки, шильды, пломбы или секретные маркеры целостности корпуса и т. п. не имеют признаков повреждения;
  • товар или группа, к которой он относится, не содержатся в перечне товарных позиций непродовольственного сегмента, которые не подлежат возврату или обмену;
  • инициатор возврата имеет на руках документ, который подтверждает его приобретение у конкретного продавца (товарный чек, накладная и т. п.).

Правила возврата товара являются императивными, не предусматривающими исключения.

Права потребителя при возврате


Стоит сконцентрировать внимание на том, что сразу же возвратить деньги потребитель сможет не во всех случаях. Права потребителя на возврат товара предусматривают возможность первоочередного обмена в установленный срок на продукцию более подходящего или желаемого фасона, габарита, конфигурации или расцветки. При невозможности продавца предложить другой, удовлетворяющий вторую сторону, вариант, ему может быть предложена аналогичная товарная позиция другого формата, производителя или торговой марки.

При этом в случае разницы в стоимости вещей, продавец обязан по требованию потребителя осуществить перерасчет товарной операции. И только в случае отсутствия вышеперечисленных альтернатив или нежелании потребителя ждать появление на складе предлагаемых вариантов для обмена товара, магазин обязан вернуть потребителю денежные средства.

Также уместно упомянуть и такую отдельную группу, как технически сложный товар. Эта категория предусматривает право осуществления возвратной операции по ней только некачественной продукции. Такая характеристика или состояние вещей может быть подтверждено специализированной экспертизой.

Порядок возврата товара надлежащего качества

Регламент, согласно которому товар надлежащего качества можно вернуть обратно в торговую точку, должен предусматривать присутствие всех вышеперечисленных условий возвратной операции (соблюдение срока, отсутствие повреждений, наличие документа о покупке). Описываемый порядок предполагает обязательное наличие самого товара, товарного чека или накладной и паспорта лица, который осуществил покупку. Сама же процедура возврата заключается в том, что заинтересованное лицо должно явиться к продавцу, у которого был приобретен тот или иной товар, и заполнить заявление установленного образца с указанием причины отмены покупки.

Действующим законодательством порядок возврата товаров продовольственной группы надлежащего качества не предусматривается. Те продукты, срок реализации которых нарушен или которые обладают явными признаками некондиции, порчи, повреждения герметичности упаковки, обмениваются или возвращаются непосредственно при обнаружении таких недостатков.

Установленные сроки

Кроме вышеупомянутого четырнадцатидневного срока, в течение которого потребитель имеет право осуществить возврат товара, законодатель определяет и точный срок возмещения ему денежных средств. Так, объект торговли обязан по заявлению потребителя вернуть внесенную им сумму на протяжении 3-х банковских дней с момента подачи такого заявления.

Если покупка совершена в интернет-магазине


Популярность интернет-магазинов возросла в последнее время, соответственно возросло и количество возвратов товара по таким сделкам. Нормой, регулирующей подобные операции, является отдельная статья закона «О защите прав потребителей» (26.1), а именно ее пункт 4, который гласит, что при приобретении товара в режиме онлайн через интернет-магазины, потребитель имеет право в течение семи дней отказаться от покупки. При этом даже без объяснения причин и обоснования такого решения. Эта же норма обязывает продавца осуществить обратное перечисление средств не позднее чем в 10-дневный срок.

Правила составления заявления

Как таковой утвержденной на законодательном уровне формы не существует. При этом сегодня на различных ресурсах можно встретить достаточное количество бланков этих документов и определить то обязательное и необходимое содержание, которое поможет максимально защитить права гражданина как потребителя. Итак, любое заявление должно содержать нижеперечисленную информацию:

  • дату приобретения товара, место и условия (кредит, рассрочка, стандартная покупка и т. п.);
  • стоимость товара, подтвержденную копией и оригиналом чека или накладной;
  • описание характеристик приобретения;
  • причины осуществления возврата товара;
  • способ возврата денежных средств (номер специального карточного счета, платежной карты, индивидуального счета в банке и т. п.).

При этом в так называемой шапке заявления необходимо дать подробную информацию о заявителе (Ф.И.О., адрес проживания, данные паспорта, номер телефона, электронный почтовый адрес, счет в банке или номер карты). Документ должен быть подписан заявителем, проставлена актуальная дата.

Рекомендуется сделать копию этого заявления и попросить адресата поставить номер входящей корреспонденции и дату принятия ответственным лицом. Такая копия документа с отметками о его получении продавцом послужит неопровержимым доказательством возврата товара в магазин и точкой отсчета срока, на протяжении которого торговая точка должна вернуть деньги.

Какие товарные позиции вернуть не получится

Тем же нормативным актом — законом, регулирующим вопросы защиты прав потребителей в России, предусмотрены и исключения в отношении конкретных товаров, к которым нельзя применить процедуру возврата. Так, выделяя основные группы, можно отметить следующие:

  • фармацевтическая группа (медпрепараты, медоборудование, индивидуальные линзы);
  • одноразовая посуда из пластика;
  • категория товаров личной гигиены, парфюмерные изделия и т. п.;
  • продукция, реализуемая в отрезной форме (погонажем);
  • категория нижнего белья и других предметов одежды индивидуального характера;
  • изделия из драгоценных металлов ювелирной группы;
  • уже упомянутая технически сложная продукция;
  • печатные издания (книги и т. п.);
  • домашние животные;
  • товарные позиции категории «огнестрельное оружие»;
  • сборные предметы мебели.

Соответствие реализуемого ассортимента с перечисленными категориями определяет реализатор под свою ответственность.

Как вернуть деньги без чека

Несмотря на то, что по общему правилу осуществления возвратной операции чек является обязательным документом, существуют случаи, когда потребителям можно воспользоваться таким правом и без него. Для этого заинтересованному лицу необходимо найти свидетеля сделки купли-продажи и привести его в магазин, где она была осуществлена.

Как правило, многие продавцы или руководители торговых точек не идут на обострение ситуации с возвратами покупок, поскольку такие конфликты могут нанести существенный ущерб их деловой репутации и популярности среди потребителей. И все же, если при наличии показаний свидетелей, подтверждающих факт приобретения именно в этом магазине конкретной вещи, продавец отказывается производить возврат товара надлежащего качества, можно обратиться в судебные органы.


Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7 (499) 322-26-87

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (20 оценок, среднее: 4,60 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бесплатная консультация юриста: +7 (499) 322-26-87
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: