Как заставить интернет-магазин вернуть деньги

Рейтинг автора
4.8
Автор статьи
Юрист: Михаил Беляев
Написано статей
411

Дистанционные покупки товаров приобретают все большую распространенность и популярность. Это удобно, поскольку обеспечивает их широкий выбор и комфортную процедуру приобретения. Но развитие этого направления торговли создает определенные сложности и для продавцов, и для покупателей. При этом покупатель магазина, находящегося в сети, нередко оказывается в более проблематичной ситуации, поскольку люди зачастую не владеют правовыми основами, регулирующими деятельность интернет магазинов, и не знают всех прав, обеспеченных им на законодательном уровне.

Одним из наиболее значимых аспектов торговли интернет-магазинов является возможность и процедура возврата потребителями купленной продукции. Знать способы вернуть товар правильно и с минимальными трудностями нужно, потому что риск столкнуться с такой необходимостью значителен. И научившись адекватно реагировать на попытки недобросовестных продавцов реализовать вам некачественный или неподходящий товар, вы сможете совершать покупки в интернет-магазинах всегда выгодно для себя и с удовольствием.


Процедура возврата

Правовые аспекты интернет-торговли

Правовой основой интернет торговли являются:

  • з-н от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и конкретно его статья 26.1;
  • федеральный з-н от 13.03.2006 № 381-ФЗ, регламентирующий торговую деятельность в РФ со стороны государственных контролирующих органов;
  • федеральный з-н от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»;
  • Гражданский Кодекс РФ;
  • Постановление Правительства от 27.09.2007 N 612, утверждающее правила продажи продукции (товаров) дистанционным способом;
  • 2 Письма Роспотребнадзора. Письмо от 12.10.2007 за № 0100/10281-07-32 регулирует Правила продажи дистанционным способом. Письмо от 8.04.2005 за № 0100/2569-050-32 связано с пресечением правонарушений при этом способе торговли.

Первые 4 законодательных акта из этого списка направлены на организацию и контроль розничной торговли в целом. Последние 2 документа касаются непосредственно торговли через магазины во всемирной сети. В правовом поле она носит наименование дистанционной и предполагает ряд специфических особенностей. Одна из главных среди них касается требований к позиционированию каждого наименования товара в интернет магазине.

До сведения потенциального покупателя должен быть доведен максимум возможной информации о любой позиции различными способами (реклама, описание, фото, видео, буклеты и др.). Вторая особенность связана с правилами и ограничениями права покупателя на возврат приобретенного товара в магазин, работающий в интернете, которые отличаются от аналогичных правил и ограничений для розничной торговли в обычных магазинах.

Причины возврата и что вернуть нельзя

Причиной, заставляющей покупателя пытаться вернуть единицу товара в магазин в сети, может стать:

  • его брак. Если продукция имеет видимые повреждения механического или иного характера, потребитель имеет все основания вернуть ее продавцу и настаивать на том, чтобы он в ответ вернул потраченные на нее деньги;
  • его несоответствие по размеру и другим ключевым характеристикам, затрудняющим полноценную эксплуатацию покупки потребителем;
  • его несоответствие заявленному на сайте магазина, функционирующего в интернете, описанию и параметрам, которые зафиксированы в заказе на покупку.

Работающий через интернет дистанционный магазин по закону имеет право и возможность отказать покупателю в его праве вернуть вещь и компенсировать деньги, если она представляет собой продукцию, изготовленную на заказ и являющуюся товаром так называемого надлежащего качества. Так, нельзя вернуть в магазин, работающий в интернете, сшитый на заказ костюм или созданное по индивидуальному эскизу ювелирное украшение исключительно по причине того, что оно не понравилось. Если претензии к качеству изделия отсутствуют, такая продукция возврату в магазин в интернете не подлежит.

Для всех прочих товаров, которые нельзя вернуть в обычную торговую точку (т. н. offline-магазин), возврат от потребителя в магазин, работающий в интернете, допускается. Касается это и изделий из драгметаллов и/или с драгоценными камнями, и отпускаемых метражом стройматериалов — линолеумов, ковровых покрытий и др. И даже товар, относящийся к категории технически сложных, покупатель может вернуть в дистанционный магазин в сети как и все прочие.

Алгоритм действий при возврате

Первое, что следует предпринять покупателю при необходимости вернуть продукцию в дистанционный магазин, — составление претензии продавцу. Этот документ полагается оформлять в письменном виде в 2 экземплярах. Передать такое заявление продавцу можно лично, а в случае отказа принять его — заказным письмом. Мотиваций отказа от продукции при этом не требуется.

Если возврат покупки в магазин, функционирующий в интернете, происходит по причине ее ненадлежащего качества, потребуется проведение экспертизы. Она должна быть осуществлена независимой организацией. Продавец обязан взять на себя заботу по ее организации и издержки по ее проведению. Но в случае, если по результатам экспертизы установлено, что брак товара возник по вине потребителя, он по закону обязан компенсировать расходы на нее интернет-магазину.


Признание независимой экспертной организацией факта вины продавца за ненадлежащее качество проданного товара является для потребителя основанием настаивать на его возврате в интернет-магазин и требовать обменять его на аналогичную единицу продукции надлежащего качества или вернуть его полную стоимость. Срок возврата товара в таком случае равен 10 суткам. Отсчет ведется с дня получения результатов экспертизы.

Если вещь приобретена со скидкой

Если на продукцию была объявлена скидка, вернуть ее можно точно так же, как и обычный товар, приобретенный в интернет магазине по полной стоимости. Исключение здесь имеется единственное: попытка вернуть товар из-за дефектов, о которых потребителю заранее объявил продавец и которые и стали причиной снижения цены. Но когда после покупки человек обнаружил изъяны, не объявленные продавцом (т.е. не зафиксированные им и не доведенные до потребителя), то право на возврат возобновляется.

Защита прав всех потребителей распространяется на любые варианты распродаж товаров в интернет-магазине. Хотя при этом возможно значительное количество нюансов, поскольку сидки во многих ситуациях оказываются связанными как раз с браком изделий. Покупки товаров на распродажах следует совершать исключительно после ознакомления со всей доступной информацией о них, понимая, что пощупать и рассмотреть вблизи их невозможно.

Нужно отдавать себе отчет в том, что у любой скидки неизбежно есть обоснование; товар же актуальный с позиции спроса и 100-процентно качественный не дает весомых оснований для снижения стоимости. И необходимо помнить, что не исключены случаи, когда продавец пытается завуалировать информацию о недостатках продукции со сниженной ценой, формально размещая ее для ознакомления на сайте интернет магазина, но стараясь сделать так, чтобы она не попала в поле зрения покупателя при беглом ознакомлении с правилами распродажи.

Необходимые документы и сроки возврата покупок

Обязательный базовый перечень документов, необходимых для того, чтобы вернуть покупку, таков:

  • заявление, которое представляет собой претензию к продавцу интернет-магазина (необходимость в его составлении оговорена выше);
  • товарный чек (копия) на приобретенную в интернет-магазине единицу товара;
  • технический паспорт и гарантийный талон на продукцию, если таковые предусмотрены. Эти документы тоже передаются в виде копий, а оригинал покупатель должен оставить при себе;
  • бирки, упаковка и прочие подтверждения покупки в интернет-магазине и сохранности продукции;
  • акт доставки, если после транспортировки были обнаружены изъяны продукции, не оговоренные условиями заказа на покупку;
  • информационный лист, в котором зафиксированы сведения о сроках и/или правилах возврата товара (при его наличии).

Пакет документов
На основании этих документов продавец обязан составить акт возврата. Важный момент, о котором необходимо помнить покупателю, связан со сроками возврата. По закону срок, в течение которого товар представляется возможным вернуть, составляет 7 дней, если продавец сделал напоминание об этом для потребителя при оформлении заказа. Но если это условие не было соблюдено, т. е. заказ был отправлен, и соответствующая информация в момент получения товара до покупателя доведена не была, то срок возможного возврата купленной продукции в интернет-магазин автоматически продляется до 3-х месяцев со дня ее доставки.

Порядок и сроки возврата денег

Для возврата средств, потраченных на приобретение единицы продукции в интернет-магазине, потребитель обязан предоставить продавцу имеющиеся у него документы, подтверждающие собственное право на возврат товара. Сайт может вернуть деньги непосредственно во время обращения с просьбой о возврате при предоставлении соответствующих документов. Но по закону интернет-магазин имеет возможность осуществить возмещение затрат покупателю в течение 10 дней с даты получения от него претензии.

Если планируется проведение экспертизы, 10-дневный срок увеличивается до 20 дней. Возврат денег за совершенную покупку осуществляется строго в размере стоимости приобретенной единицы продукции. Вернуть средства, потраченные на доставку товара, интернет-магазин не обязан, хотя из этого правила есть и исключения.

Возврат денег производится в форме, аналогичной той, в которой была осуществлена оплата купленной единицы продукции. Это означает, что если при оплате покупки в интернет-магазине потребитель выполнил перевод денег с банковской карты, то и вернуть средства ему могут именно на банковскую карту. Попытки настаивать на возврате денег иным способом при безналичном расчете за покупку и наоборот являются неправомерными.

Оформление претензии

Претензия по возврату продукции в интернет-магазин и компенсации средств должна содержать:

  • информационную часть. В ней необходимо указать личные данные и реквизиты продавца;
  • основную часть. Здесь требуется последовательное описание выявленного изъяна (дефекта), ставшего причиной возврата продукции, и требование провести независимую экспертизу. Обязательно нужно прописать полное наименование единицы товара (с его артикулом и маркой) и сообщить дату совершения покупки. В завершение следует сформулировать желаемый итог: ремонт, обмен продукции или ее окончательный возврат в интернет-магазин с компенсацией стоимости;
  • заключительная часть. Тут традиционно указывается дата составления претензии и ставится личная подпись.

Оформление документа

На основании такого заявления интернет-магазин имеет право произвести обмен единицы товара, если суть претензии состоит в его ненадлежащем качестве. Такой обмен по закону должен производиться в течение 7 дней с даты, зафиксированной в заявлении. При отсутствии полного аналога приобретенной единицы продукции интернет-магазин обязан вернуть деньги за нее, если покупатель отказался на неравноценный обмен.

Заявление является основанием и для начисления пени на продавца в случае нарушения сроков обмена покупки и возврата средств за нее. Пеня составляет 1 % в день от стоимости товара и начисляется на основании даты, прописанной в претензии.

Компенсация затрат за доставку

Требовать возмещения издержек на доставку покупки из магазина в сети интернет покупатель имеет право, если приобретенный товар оказался бракованным. Если потребитель решил вернуть продукцию надлежащего качества, рассчитывать на компенсацию денег за доставку не следует. Закон в таких ситуациях на стороне продавца.

При покупке продукции юридическим лицом у юридического лица условия ее доставки и компенсацию расходов на нее в случае возврата товара рекомендуется прописать в договоре. При приобретении продукции через интернет частным лицом необходимо внимательно изучить условия, связанные с правилами доставки и компенсации затрат за нее, на сайте.

При подаче иска в суд компенсация издержек за доставку может быть включена в него наряду с требованием вернуть стоимость покупки. Размер издержек на доставку подтверждается соответствующим документом — актом доставки, который можно получить в месте выдачи покупки (на почте, в одной из фирменных точек, которые организовывают некоторые интернет-магазины) после окончания осмотра полученного товара. Акт составляется в 2-х экземплярах, один из которых потребитель должен хранить у себя, а второй приложить к заявлению на возврат.

Что делать при отказе интернет-магазина

Если с помощью претензии осуществить возврат купленного товара не удалось, необходимо предпринять обращение в Роспотребнадзор. Заявление в эту организацию составляется аналогично претензии продавцу. Разница состоит в адресате.

Если Роспотребнадзор не помог, остается последний вариант действий — обращение в суд. Вместе с составленным исковым заявлением желательно предоставить все имеющиеся доказательства и подтверждения права на возврат. Поэтому те документы, которые пришлось собрать для подачи претензии продавцу или в Роспотребнадзор, рекомендуется сохранять.

Товарная накладная, результаты экспертизы, копия товарного чека и прочие «аргументы» в пользу возврата являются полезными при защите прав конкретных потребителей, оказавшихся по той или иной причине обманутыми продавцом интернет-магазина. Обращение в суд — неизбежная мера, если сайт согласился вернуть покупку, но не выполнил условие компенсации ее стоимостного выражения потребителю в 10-дневный срок.

Обращение в судебный орган допустимо по адресу дистанционного продавца либо ИП, произведшего процедуру продажи товара. Разрешено и обращение в суд по адресу нахождения клиента. Судебные разбирательства такого рода традиционно решаются в пользу пострадавшего покупателя, так что пренебрегать подачей иска не следует.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (32 оценок, среднее: 4,60 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бесплатная консультация юриста по телефону: Москва и обл. +7 (499) 938-47-59 СПб и обл. +7 (812) 425-67-42
Звонок по всей России бесплатный 8 (800) 350-23-69 доб. 196
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: