Как правильно оформить возврат товара поставщику

Рейтинг автора
4.8
Автор статьи
Юрист: Михаил Беляев
Написано статей
414

При планировании покупки материалов или продуктов важно правильно составить договор. Грамотное оформление возврата товара поставщику — залог отсутствия бумажной волокиты и траты сил на разъяснение своей позиции (возможно, без оформления и вовсе вернуть продукт будет нельзя). Чаще всего необходимость вернуть продукцию поставщику возникает в ситуациях, когда товар бракованный или его качество не отвечает вашим требованиям; недостаточная/неполная комплектация; упаковка испорчена или отсутствует. Иногда поставщик согласен довести недостающие позиции или полностью заменить груз, в остальных случаях — необходимо знать нормы закона, которыми следует руководствоваться при возврате товара поставщику.

Передача товара

Причины для возврата

Законами нашей страны (в основном в сфере защиты прав потребителей) четко обозначены обстоятельства, при которых есть возможность вернуть продукцию поставщику. Во всех остальных ситуациях это можно сделать только по договоренности, или если это указано в документах.

  1. Качество продукции не соответствует заявленному. Здесь речь только о неустранимых дефектах, при обнаружении которых может быть отказ конечного покупателя от товара (п. 2 статья 475 ГК РФ). В подобной ситуации возврат поставщику допустим не только непосредственно при приеме товара, но и когда покупатель его вернул в магазин (ст. 518 ГК РФ).
  2. Не соблюдено количество позиций. Здесь возможно две ситуации: излишки и недостача. В первом случае возможен возврат продукции поставщику в численности, превышающей заказанную (ст. 466 ГК РФ). Во втором — покупатель имеет право вернуть поставщику всю партию.
  3. Ассортимент не отвечает перечню, прописанному в договоре купли-продажи. При этом возможно вернуть неподходящие позиции или всю партию (статья 468 ГК РФ).
  4. Нарушены сроки поставки. Здесь стоит быть предельно внимательным. Первое: сроки поставки должны быть четко описаны в договоре. И второе: на нарушения срока поставки необходимо указать сразу же, в противном случае претензия будет отклонена (ст. 511 ГК РФ).
  5. Поставлен неполный перечень позиций.

В последнем случае возврат возможен, только если продавец отказался уменьшить стоимость партии или добавить недостающие позиции (статья 480 ГК РФ).

Возврат различных категорий товаров

Состав документации, которая нужна для возврата некачественного товара поставщику, определяется следующим: стал ли он имуществом покупателя. При этом существует три варианта развития событий, в результате возникновения которых возврат возможен.

  1. Несоответствие договору выявлено во время выгрузки продукции, ее просто можно не принять.
  2. Несоответствия обнаружены во время разгрузки, но не разгрузить груз нельзя, возвращение продукции поставщику происходит позже.
  3. Существует договоренность об обратных поставках (возврат нереализованных позиций происходит регулярно).


Документы для каждого случая нужны разные, поэтому ниже они рассмотрены подробно.

Возврат товара ненадлежащего качества

Допустим, вам доставили просроченные (или с истекающим сроком реализации) продукты питания. Никто не обязан их забирать, достаточно внести поправки в накладную. В данном случае возвратные документы не оформляются, а значит, возможно избежать лишней бумажной волокиты. Основное условие — продавец или его представитель (водитель, другое материально ответственное лицо) обязан поставить подпись около каждой зачеркнутой позиции. Поставщик должен принять обратно неподходящую продукцию и предоставить заказчику новый счет не позднее 5 дней (ведь по факту было приобретено меньше товарных позиций).

Другой случай — подписание потребителем накладной и обещание поставщика довести товар надлежащего качества позже. В такой ситуации исключаются какие-либо работы с документами, но использовать описанную схему следует лишь после продолжительного сотрудничества и уверенности в поставщике.

Возврат брака после приема товара

Бывают моменты, когда возврат товара поставщику невозможен во время его приема (например, перевозчик, осуществляющий доставку, не предоставляет такую услугу). Тогда оформление документации на возврат более сложное и трудоемкое. Необходимо выполнить следующий порядок действий.

  1. Принять позиции, отмеченные в накладной.
  2. Оформить акт о несоответствии качества или количества продукции.
  3. Написать претензию поставщику.
  4. Ждать решения.

Главное — правильно составить акт по форме Торг-2, только на основании этого документа возможно последующее оформление претензии к поставщику. Важно, чтобы и учет продукции, и составление документации происходили на глазах у представителей перевозчика, осуществляющего доставку. Если не хочется терять время на Торг-2, поскольку указанная форма является довольно сложной, с кучей пунктов и примечаний, акт можно написать в произвольном виде с указанием реквизитов договора и накладной.

Если поставщик утвердил претензию заказчика, необходимо составить накладную на возврат. При этом уже заказчик будет продавцом, ведь в момент подписания первоначальной накладной все права владения продукцией перешли к нему. Эта процедура носит название «обратная реализация». Накладная как обычно оформляется в двух экземплярах, в пункт «Основание» необходимо вписать «Возврат некачественного товара», реквизиты остаются первоначальными.

Возврат нереализованного товара

В моменты, когда качеством поставленной продукции заказчик доволен, но у него есть договоренность с поставщиком о возврате непроданных позиций, также возникает «обратная реализация». Чаще всего в документах на поставку четко прописаны сроки возврата, однако допустима и устная договоренность (что менее предпочтительно), если сотрудничество с поставщиком продолжительное.

В аналогичной ситуации возврат совершенно не отличается от первоначальной продажи, только в роли продавца выступает заказчик. То есть он оформляет накладную и счет-фактуру, где в поле «Продавец» вписывает наименование своей организации. При таких обстоятельствах акт на возврат не составляется, ведь товар является качественным.

Процедура оформления

Главные документы для возврата вложений в обстоятельствах, когда доставлен некачественный товар, или он реализован не полностью: письмо на возврат (или претензия) и акт. Если эти документы оформить неправильно, вероятна не только задержка выплаты, но и полный отказ в ней.

Подготовка письма на возврат

При оформлении письма юридическим лицом необходимо учесть перечисленные ниже детали.

  1. Претензия должна быть написана на фирменном бланке организации (обычно для таких случаев есть подготовленный заранее формуляр). В правом верхнем углу указывается название организации, в которую направляется письмо, а так же ее реквизиты.
  2. Обращение происходит к главе организации (обычно к директору). Причем необходимо указать его полные ФИО и должность.
  3. Желательно начать письмо с фразы «Прошу вернуть…», чтобы направить общение в положительное русло. Далее обозначается суть претензии: наименование товара, сумма, дата выгрузки и так далее.
  4. Необходимо приложить к претензии доказательство перечисления денег и копию документов, в которых обозначены условия поставки (чаще всего договора).

Подготовка документов
При некоторых обстоятельствах дополнительно нужно предоставить и другую документацию, доказывающую договорные отношения.

Составление акта на возврат товара

Если появилась необходимость вернуть товар, то нужно написать возвратную накладную, в которой в поле «Основание» нужно вписать номер постановления (акта). Акт возврата товара поставщику должен содержать нижеперечисленные пункты.

  1. Дата и место оформления.
  2. Представители сторон, при которых проходило заполнение акта.
  3. Реквизиты договора на поставку (и иных документов).
  4. Замечания по качеству или составу продукции (оснований для возврата должно быть достаточно, в противном случае в нем будет отказано).
  5. Заключение эксперта.
  6. Требования покупателя.

Главное, чтобы акт подписали уполномоченные сотрудники фирмы-продавца. Если это не сделать, он будет считаться недействительным.

Проводки по бухгалтерии

Возврат товара поставщику сопровождается разрывом договора. Бухгалтерия должна сделать проводки для предотвращения двойного налогообложения (НДС). После составления акта и претензии бракованная партия товара отправляется к поставщику. А бухгалтерский отдел покупателя делает соответствующую пометку в книге (журнале продаж или компьютерной базе данных). Поставщик же в свою очередь получает и учитывает этот товар. При этом бухгалтерия покупателя выполняет следующие действия.

  1. Регистрация накладной.
  2. Списание товара.
  3. Фиксирование выписки о возврате денег (оформление бухгалтерской проводки ДТ51 КТ76).
18.3 KiB
58 Downloads
Детали

При такой схеме двойное налогообложение исключается.


Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7 (499) 322-26-87

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (35 оценок, среднее: 4,90 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бесплатная консультация юриста: +7 (499) 322-26-87
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: