Действующий порядок возврата железнодорожных билетов

Рейтинг автора
4.8
Автор статьи
Юрист: Михаил Беляев
Написано статей
411

Сдача железнодорожных проездных документов — отнюдь не редкость для нашего общества. Обстоятельства таких решений могут быть самыми разными. Чаще всего они не зависят от воли людей, но бывают случаи, когда пассажиры вынуждены вернуть ж/д билет, например, вследствие опоздания на поезд. Согласно правилам, пассажиры могут вернуть деньги за электронный билет РЖД («Российские железные дороги» — государственная компания).

Скоростной поезд

Основные правила и основания сдачи билетов

Пассажирам разумнее всего придерживаться правил РЖД перевозок. Основные моменты отображены в «Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 N 18-ФЗ. Возврат ранее купленных билетов возможен при наступлении одного из следующих оснований.

Во-первых, это изменение планов поездки. Бывают ситуации, когда люди резко меняют свои планы (например, после звонка родных из другого города). Тогда можно перенести поездку на несколько дней. Но при этом придётся сдать ж/д талон, так как он имеет ограниченный срок действия.

Обратившись в кассу заблаговременно, пассажир практически не потеряет всю стоимость сдаваемого билета (за исключением штрафного сбора). Возвращая талон за 2 часа до отбытия транспорта, пассажир рискует потерять сумму, уплаченную за плацкарты.

Во-вторых, внезапная болезнь или получение травмы. Второй распространенной ситуацией считается невозможность совершить поездку по причине ухудшения здоровья. Процедура частичного возврата денег за ж/д проездной документ не будет отличаться от основания, описанного выше.

Процедура возврата проездных документов

Современные станции оборудованы так называемыми возвратными кассами. Обратившись туда, можно сдать неиспользованный ж/д талон обратно и получить деньги (ст. 32 Закона «О защите прав потребителей»). В кассе также предъявляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

По действующим правилам пассажир может сдать проездной железнодорожный документ и без личного присутствия. Но для этого потребуется составить доверенность и передать полномочия третьему лицу.

При сдаче ж/д талона по инициативе пассажира с него взимается комиссия. Если виновником отсутствия поездки стал перевозчик, то стоимость сдачи компенсируется в полном размере и без комиссии. Любой возврат денежных или электронных средств осуществляется в том же варианте, при котором приобретался билет (наличная или безналичная форма расчёта). Далее рассмотрим возврат проездных документов для нескольких ситуаций.

Через кассу

Проще всего сдать талон в кассу, которые располагаются на той же станции, где отпускаются проездные на поезд. Обращаясь в кассу вокзала, пассажир должен иметь:

  • паспорт (взрослым) или свидетельство о рождении (детям);
  • оригинал билета или талон на посадку в вагон. Если пассажир собирается вернуть электронный билет, то нужно продиктовать номер заказа из SMS-сообщения.

Внимание! При прохождении электронной регистрации за 1 час до отправления поезда оформить возврат денег получится только путем написания претензии. Однако указанный вариант не распространяется на невозвратные квитанции.

Если билет электронный

Никаких сложностей нет и с тем, чтобы сдать электронный билет РЖД. Потребуется найти подходящий терминал или воспользоваться мобильным устройством. Процедура возврата — ниже.

  1. Введите логин и пароль от Личного кабинета.
  2. Щёлкните на ранее оформленный заказ.
  3. Откройте меню «Выбрать билеты для возврата».
  4. Отметьте конкретного пассажира, ж/д талон которого подлежит сдаче либо выберете «Все билеты из заказа».
  5. Подтвердите операцию, нажав на кнопку «Оформить возврат».

После того как пассажир возвращает электронный билет от РЖД, он может рассчитывать на поступление денег на карту банка. Время зачисления средств не превышает 30 дней с момента оформления отмены.

Если билет международного сообщения

Особые правила касаются проездных документов, относящихся к международным поездкам по расписанию (например, по странам СНГ). Полный или частичный возврат денежных средств производится по следующему графику.

  1. Сдача железнодорожного «проездного» за сутки до отъезда поезда — возврат всей цены на билет, включая плацкарту (нумерованное место в вагоне).
  2. Отмена не позднее чем за 6 часов от времени отхода транспорта — возврат полной стоимости билета + половину от стоимости плацкартной квитанции.
  3. Менее чем за 6 часов — пассажир получит только стоимость ж/д талона за вычетом плацкарты.


Во всех случаях, будь то обычный или электронный билет РЖД, сервисный сбор возвращается в полном объеме. Однако здесь существует комиссия в размере 192 рублей 70 копеек, которая вычитается из общей суммы.

Порядок сдачи билета в другой стране

Иногда по независящим от покупателя причинам ему приходится возвращать билет, уже находясь за рубежом (в любой точке мира). Нюансы отмены покупки:

  • если пассажир укладывается в 6 часов до отправления очередного поезда — компенсация всей суммы за оба билета;
  • отмена поездки менее чем за 6 часов до отъезда транспорта — стоимость билета не подлежит возврату;
  • совершаемые операции облагаются комиссией в 10 EURO.

Внимание! Если билеты были оформлены на детей до 5 лет, комиссионный сбор за возврат не начисляется.

Особенности возврата документа на проезд ж/д транспортом по доверенности

Возврат по доверенности предполагает обращение к доверенному лицу, которое осуществит все мероприятия вместо покупателя документа на проезд. Прежде всего, следует позаботиться о составлении бланка доверенности (образец представлен ниже). Помимо этого, потребуются паспорта доверенного лица и доверителя.

Возврат ж/д талонов по доверенности возможен только на том вокзале, где приобретался проездной документ. Желательно подойти в возвратную кассу или в то «окошко», где доверитель оплачивал по квитанции. При этом не стоит откладывать сдачу надолго. Даже действуя по доверенности, ответственное лицо не сможет повлиять на сроки. Напомним, что от них зависит сумма возврата всех денег или части ранее уплаченной суммы.

При покупке электронного «проездного» на сайте уместно доверить возврат, передав логин и пароль от входа в Личный кабинет покупателя. Беспокоиться насчёт прихода денежных средств не стоит. Сумма вернется на пластиковую карту пассажира, с которой он производил оплату железнодорожного проездного документа.

Какой процент от стоимости билета возвращается и теряется при сдаче

Незапланированный возврат ж/д билетов обратно в кассы или на сайт не обходится без финансовых последствий для покупателя. Во всех описанных выше случаях потери составят:

  • комиссионную часть за продажу;
  • штраф — от 60 до 160 рублей;
  • сервисный сбор — от 274 до 785 рублей;
  • сбор на рекламу — 155 рублей.

Следует заметить, что возврату подлежат лишь те билеты, которые не относятся к категории невозвратных. Нельзя также вернуть деньги после отхода поезда от станции. Таким образом, если пассажир собирается купить билет РЖД. но сомневается в предстоящей поездке — всегда можно рассчитывать на сдачу проездного документа обратно (ст. 32 указанного выше закона). При невозможности самостоятельного посещения кассы покупатель вправе воспользоваться услугами доверенного лица.


Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7 (499) 322-26-87

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (31 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бесплатная консультация юриста: +7 (499) 322-26-87
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: