Закрыть рекламу ×

О порядке направления кассационной жалобы в суд по гражданскому делу

Рейтинг автора
4.8
Автор статьи
Юрист: Михаил Беляев
Написано статей
411

Сталкиваясь с нарушением своих прав и свобод, защищая свои законные интересы, россияне подают исковые заявления в судебные инстанции. Учитывая характер и обстоятельства нарушения, дело рассматривается согласно ГПК, АПК или нормам Уголовного кодекса. Довольно часто судебный вердикт не удовлетворяет участников (стороны) процесса. В таких случаях законодательством предусмотрено право подать жалобу на несправедливое судебное решение. Всем известно об апелляционном обжаловании, но далеко не каждый знает, что такое кассационная жалоба по ГПК РФ.


Кассационная жалоба ГПК

Кто может подавать кассацию

Стать инициатором кассационной жалобы может лишь тот, чьи интересы и права были прямо затронуты обжалуемым постановлением суда. Круг этих лиц ограничен ГПК. Исходя из этого, подать кассационную жалобу вправе:

  • участник процесса: истец, ответчик, для которых постановления суда первой и второй инстанции оказались неудовлетворительными;
  • иные лица, не являющиеся сторонами процесса, но права которых были нарушены; в их числе могут выступать и государственные учреждения;
  • прокурор, являвшийся участником предыдущих процессов.

Выбор органа для предъявления кассации зависит от вида судебного документа, который заявитель собирается оспорить. Если жалоба подается на вошедшее в действие постановление мирового судьи или судебного учреждения первой инстанции, адресовать ее следует в Президиум Верховного суда. Туда же подаются кассации на акты, изданные районными и региональными судебными инстанциями по апелляционным делам. В коллегию при Верховном суде следует подать кассационную жалобу, если требуется оспорить документы, перечисленные ниже.

  1. Судебные акты районных и региональных судебных инстанций первого уровня, вступивших в действие.
  2. Определение суда по апелляционному делу.
  3. Решения, вынесенные в результате разбора апелляционного дела Президиумами Верховных судов российских регионов.

Важно отметить, что перечисленные ранее категории граждан и юридических лиц могут обратиться с кассационным заявлением по обжалованию решения исключительно в части, затрагивающей их права. Исключения предусмотрены ГПК только для участников процесса.

Иллюстрацией может послужить следующий пример. Гражданский истец в уголовном процессе может подать жалобу на судебное решение только в части, имеющей отношение к гражданскому исковому заявлению. То есть он не имеет право оспаривать общее постановление суда по уголовному делу. В свою очередь суд должен разбираться в деле в рамках представленной жалобы. При частичном оспаривании решения суд не станет заниматься проверкой остальной части данного акта.


Кассационная жалоба — это третья ступень процедуры обжалования решений судебных органов. Все гражданские дела первоначально разбирает мировой судья, районный или суд общей юрисдикции. Когда решение первой инстанции не удовлетворило ответчика или истца, он имеет право написать ходатайство в орган судебной власти второй инстанции.

После того, как апелляционное рассмотрение дела также не будет удовлетворительным, судебный акт подлежит обжалованию по кассации. По критериям ГПК, кассационная жалоба может подаваться на определение, решение, постановление в установленный срок, когда эти акты вступили в действие. Заявитель должен понимать, что по ГПК не предусмотрено рассмотрение дела заново. По кассации разбирается вопрос, насколько законно принятое решение суда.

Требования к составлению заявления

Перед тем, как идти в Верховный суд, изучите процедуру подачи кассации. Алгоритм действий заявителя:

  • подготовка пакета документов;
  • составление ходатайства;
  • предъявление подготовленного комплект документов в высший судебный орган.

После этого гражданину (или его официальному представителю) надо будет принять участие в рассмотрении представленного заявления, аргументов в судебном заседании, по результатам которого принимается решение по кассации. Главное — правильно составить жалобу. К написанию ходатайства необходимо подойти максимально продуманно.

Подготовить кассацию нельзя только на базе знаний правил деловой переписки. Важно, чтобы документ имел обязательные реквизиты и определенную структуру, отвечал процессуальным требованиям и критериям ГПК. Чтобы заявление было принято к рассмотрению, оно должно содержать сведения, перечисленные ниже.

  1. Наименование суда, в который подается жалоба. Важно указать полное название органа, без сокращений и ошибок.
  2. Персональные данные и контакты заявителя.
  3. Данные об остальных участниках дела.
  4. Описание определения, решение по которому оспаривается.
  5. Информация по решению первой инстанции.
  6. Коротко изложенная информация по делу, с указанием его номера, описанием основания для жалобы.
  7. Точные ссылки на законы, с указанием статей, которые нарушаются определением суда первой инстанции.
  8. Заключительный блок ходатайства должен содержать требование заявителя.
  9. Все дополнительные документы, прикладываемые к жалобе, оформляются в виде приложения (с перечислением).
  10. Заканчиваться кассация должна подписью ходатая и датой.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)653-61-99

СПб, Ленинградская обл. +7(812)565-33-29

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!


Избегайте в жалобе эмоциональных фраз и выражений. Изложите вашу позицию по делу четко и аргументированно, с учетом конкретной законодательной основы. Уделите особое внимание грамотности заявления. В суде не будет принята жалоба, содержащая ошибки, помарки, неточности, некорректные выражения. Избежать оплошностей, правильно структурировать кассацию поможет юрист. Консультация на нашем сайте бесплатна.

Жалобу следует составить в 2-х экземплярах. Первый будет сдан в канцелярию судебного органа, второй остается у заявителя. На этом экземпляре лицо, принявшее жалобу, должно поставить штамп о принятии, с указанием даты, личную подпись с расшифровкой. После этого кассация будет принята к рассмотрению в порядке ГПК.

Срок подачи

Жалоба в кассационный орган должна быть подана в срок, который определен законодательством. Он зависит от области судопроизводства. ГПК устанавливает срок, равный шести месяцам. Обязательным условием является прохождение этапа апелляционного обжалования. Подать кассацию можно без рассмотрения дела в суде второй инстанции в случае, если заявление на апелляцию не было принято к рассмотрению из-за нарушения срока исковой давности.

Для арбитражного судебного производства установлен более сжатый срок. Он ограничивается 60 днями. В отличие от арбитражных и гражданских дел, для уголовных процессов срок подачи жалобы не ограничен. В арбитражном производстве кассацию направляют в судебное учреждение, где происходило изначальное рассмотрение. Если доводы будут обоснованными, жалоба будет перенаправлена в суд кассационной инстанции.

Кассационная жалоба ГПК направляется сразу в суд третьей инстанции (где и будет рассматриваться). В этом заключается ее главная особенность. Законодательством для этой процедуры отведен срок до 60 дней. В этот период судебный орган разбирается в сути поданной претензии, изучает представленные документы. Результатом проделанной работы по разбору жалобы может быть отмена вердикта суда первой инстанции, апелляционного решения полностью или в какой-либо части.

Если высший судебный орган не найдет оснований для удовлетворения требований заявителя, в указанный срок он подготовит отказ на кассационную жалобу. В этой бумаге должны быть изложены причины того, что вердикт суда первой инстанции, апелляционное решение останутся без изменения. Обязательно должны быть ссылки на законодательные акты.
Составление документа
Заинтересованным сторонам следует знать, что ГПК допускает возможность продления периода подачи кассации. Для этого необходимо написать ходатайство о восстановлении срока. В нем надо указать обстоятельства, ставшие причиной того, что заявитель не обратился в Верховный суд в отведенный ГПК временной период. Необходимо приложить справки, прочие документы, являющиеся доказательством того, что заявитель не имел возможности подать кассационную жалобу вовремя. После рассмотрения прошения будет принято решение об удовлетворении просьбы или отказе. Ходатайство подается одновременно с кассацией.

Если по какой-либо уважительной причине заинтересованное лицо не подало жалобу в арбитражном процессе в двухмесячный период, следует подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Требования к прошению аналогичны тем, которые описаны для гражданского процесса.

Оплата госпошлины

Каждое исковое заявление сопровождается оплатой государственного сбора в казну. Кассация по гражданскому делу обойдется заявителю в 150 р., юридическое лицо должно заплатить 3000 р. Чек, подтверждающий внесение госпошлины, входит в состав необходимого комплекта документов для подачи кассационной жалобы. Для инициатора обжалования полезно знать некоторые моменты.

  1. Все необходимые для внесения денег в казну реквизиты указаны на официальном сайте судебной инстанции третьей ступени. Те же данные размещены на информационном стенде в верховном судебном органе.
  2. Внести плату можно любым доступным способом. Государственный сбор принимается в любом отделении банка, можно использовать банкомат, воспользоваться услугой оплаты онлайн.
  3. Для компаний, фирм, предприятий и прочих юридических лиц, подающих кассационную жалобу, доступна форма оплаты через собственный расчетный счет. При таком способе внесения госпошлины к жалобе в комплекте подается платежное поручение, заверенное печатью банка, проводившего операцию.

Гражданин или юридическое лицо при подаче жалобы по гражданскому или арбитражному делу может находиться в сложном финансовом положении, быть не в состоянии оплатить госпошлину. В этом случае в кассационный орган следует написать прошение об отсрочке или рассрочке. Льготы регулируются Налоговым кодексом. Если требование заявителя будет удовлетворено, то проигравшая сторона должна оплатить все судебные издержки. Госпошлиной не облагаются кассации по делам, связанным с расторжением брака.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)653-61-99

СПб, Ленинградская обл. +7(812)565-33-29

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (25 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бесплатная консультация юриста: +7(499)653-61-99, +7(812)565-33-29, +8(800)500-27-29 доб.158
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: